Что такое асана и каковы критерии успеха ее выполнения

Что такое асана и каковы критерии успеха ее выполнения

Этот вопрос рано или поздно начинает беспокоить любого вдумчивого практика. Поделюсь своими соображениями на этот счет, взяв за основу не западный подход, а классическую индийскую традицию йоги.

Примерно две с половиной тысячи лет назад риши Патанджали написал трактат «Йога-сутры», в котором обобщил знания о йоге, существовавшие на тот момент. До Патанджали эти знания, по всей видимости, передавались только устно – от учителя к ученику. Трактат состоит из 196 шлок, из них две – об асане. Да, в самом первом и важном тексте о йоге непосредственно асане посвящена всего пара строф. Однако они дают ответы на многие вопросы.

Определение асаны в «Йога-сутрах» звучит, на современный взгляд, странно: «Асана есть неподвижная и удобная поза». Далее дается не менее странное объяснение, как этого добиться: «Асана достигается при прекращении усилия или сосредоточении на бесконечном».

Сегодня может даже показаться, что Патанджали нас всех троллит. Асана – неподвижная поза? Но когда мы начинаем заниматься йогой, нас качает не только в балансах на руках и ногах – пошатывает даже в самой простой позе стоя (самастхити, или тадасана). Асана – удобная поза? Но из тысяч продвинутых практикующих только избранные могут сказать, что им комфортно в капотасане. Да и те, возможно, лукавят:) А для начинающего человека любой наклон, прогиб или раскрытие тазобедренных – это очень, очень больно.

Что же имеет ввиду Патанджали? Разные комментаторы трактуют по-разному. Мне ближе всего простая позиция, что йога – это не результат, а процесс. То есть, неподвижная и удобная поза – это не данность и не сразу, а то, к чему надо стремиться. Иными словами, устойчивой и приятной асана должна становиться постепенно.

Вторая шлока говорит как раз об этом: «Асана достигается при прекращении усилия или сосредоточении на бесконечном». Понять это можно так: чтобы овладеть асаной, нужно учиться снимать напряжение при ее выполнении. В йоге лучший способ сделать это – через дыхание или через концентрацию не на внешних, а на внутренних ощущениях. Пожалуй, наиболее эффективный путь ощутить позу как устойчивую и удобную – работать с дыханием, делая его всё более спокойным и ровным. Известный преподаватель Аштанга-виньяса йоги Ричард Фриман подчеркивает, что во время практики очень важно «дыхание, совершаемое так, что поза ощущается замечательно, даже если вы негибкий».

Таким образом, прогресс в практике – это не когда ты в наклоне ложишься губами на стопы с дрожью в коленках или садишься на шпагат с искривленным от боли лицом. Прогресс – это когда тебе в асане, которая прежде приносила только боль, напряжение и учащенное дыхание, сначала становится легче дышать, а затем и вовсе хорошо.

Это переворачивает то понятие продвинутой практики, которое господствует у нас на Западе. В классической индийской традиции, продвинуться – это не взлететь, допустим, в Маюрасану. Продвинуться – это замереть в позе на как можно большее число глубоких вдохов-выдохов. Такое дыхание успокаивает ум, а именно в этом – цель йоги. Так асана помогает вырабатывать навык контроля над умом. «Асаны вас стабилизируют: тело, а затем и ум», – отмечает хранитель традиции Аштанга-виньяса йога Шарат Р. Джойс.

Как и всё живое, асана имеет не только внешнюю красоту, но и внутреннюю. Никто не мешает наслаждаться асаной, форма которой еще не идеальна. Как раз когда ты работаешь над дыханием и внутренним ощущением в асане, тебя меньше волнует ее внешняя форма. Нет мотивации догнать гибкого соседа по коврику и перегнать. Есть мотивация сделать отстройку, минимально необходимую для травмобезопасности, и получить удовольствие от пребывания в позе.

При таком подходе человек работает еще и с собственным «эго», уходя от желания делать асаны покрасивее, побольше да посложнее. В философии йоги есть понятие «апариграха» – это нестяжательство, в том числе быстрого результата на коврике. Вся прелесть в том, что когда ты расслабляешься на психологическом уровне, отпускаешь желание овладеть позой любой ценой – приходит и внешний прогресс.


Александра Белуза – преподаватель Московского Аштанга йога центра.

Фото: kristenpro/instagram.com