Йога: мифы, маркетинг и правда

Йога: мифы, маркетинг и правда

Когда появилась йога? Этот вопрос я задал нескольким учителям йоги, ответы меня очень удивили. Один из них сказал, что йоге 5 тысяч лет, другой – 10 тысяч лет, еще один – 15 тысяч лет. Казалось, они просто называют первое понравившееся число. Услышав такой разброс ответов, невольно задаешься вопросом, сколько из этих учителей действительно изучали происхождение йоги. В одном можно быть уверенным; большинство практикующих йогу считает, что это древняя индийская система, которой тысячи лет, - по крайней мере, именно так это преподносится. Но где же правда?

На самом деле йога возникла действительно достаточно давно, мы находим упоминания йоги и йогических практик в «Ведах» (приблизительно 1500-1200 гг. до н.э.) и текстах «Тантра Агама», часть которых считают более древними, чем «Веды». Изображения людей в йогических позах можно найти не только в наследии индийской цивилизации, но и в Южной Америке и даже в цивилизациях северных стран. Мои учителя говорят, что в древние времена существовала глобальная культура Тантры и Йоги, однако большая ее часть была утеряна, и до нас дошли лишь редкие артефакты. В Индии же благодаря существованию относительно развитых, процветающих и мирных цивилизаций это учение удалось сохранить. Однако то, что мы называем йогой сейчас, значительно отличается от древних практик.

«То, что я преподаю, – не йога. Я просто называю это йогой, потому что так ко мне приходит больше людей», – сказал тренер по гимнастике в небольшом городе в Дании – Свами Джанакананда Сарасвати, журнал «Бинду».

По распространенному мифу, то, что мы практикуем в йога-студиях – древняя система, которая преподавалась на протяжении многих лет. В реальности же то, как йога практикуется в современном мире, настолько отличается от традиции, что даже называть это йогой довольно сложно. Изначальная форма претерпела столько изменений, что теперь лишь отдаленно напоминает древнюю оригинальную практику. Давайте посмотрим на эти изменения.

shiva2.png

Если вам повезет провести время с настоящим гималайским йогом, вы обнаружите, что его или ее практика асан ограничивается 7-9 позами (чаще – и того меньше), он или она никогда не будет принимать 30-40 позиций, как мы это делаем на занятиях йоги. Нужно понимать, что классические позы йоги предназначались для создания ощутимых изменений в потоках энергии и потому должны были выполняться медленно. Обычно чтобы запустить внутренние энергетические процессы, йоги удерживают позу минимум 5-7 минут (часто – намного дольше). Если вы в асане меньше 90 секунд, более глубокие энергетические процессы даже не успевают запуститься, и вы получаете только физический эффект.

В «садхане» (практике) йогические позы занимают только 20-25%; остальное время посвящено более важным составляющим пранаямы и медитации. Как вы могли заметить, на современных занятиях йоги происходит ровно наоборот: чаще всего пранаяме и медитации либо практически не уделяют внимания, либо не преподают вообще. Часто они преподаются как отдельные курсы/семинары, не связанные друг с другом. Асаны, пранаяма, мудра-бандха, шавасана и медитация – не отдельные компоненты, а, скорее, разные нити в ткани Йоги. Они подобны разным органам тела; без их слаженной работы нельзя говорить о живой практике.

Практика йоги и познание себя подобны тому, как человек, войдя в большую темную комнату, зажигает свет в каждом уголке по очереди. Люди хотят мгновенной трансформации. Йога им не подходит. Йога для людей, которые терпеливы и готовы усиленно работать, чтобы преодолеть свои ограничения. – Свами Ниранджананда Сарасвати

Другой интересный факт состоит в том, что многие известные позиции, такие как «поза воина» (или «поза героя», вирабхадрасана), поза собаки мордой вниз (адхо мукха шванасана), поза планки (чатуранга дандасана), поза стула (уткатасана), стойка на руках (адхо мукха врикшасана), поза ворона (паршва бакасана) и многие другие появились в последние 150-200 лет, до этого времени они не упоминается в йогических текстах. В классических текстах, мы в основном найдем позы сидя, лежа на спине, лежа на животе, несколько перевернутых поз и очень мало стоячих поз. Наиболее авторитетные тексты («Хатха-йога-прадипика», «Геранда-самхита», «Шива-самхита», «Горакша-самхита») упоминают только порядка 20-35 позиций, большая их часть посвящена глубоким пранаямам (дыхательные практики), мудрам (практики, усиливающие и направляющие энергию) и медитациям (которые включают активацию энергетических центров и каналов). Причина в том, что эти практики были созданы в основном для гармонизации и стимулирования потоков энергии, а не для фитнеса или лечения.

В современном мире Йога преподносится как древняя индийская система упражнений, которая ведет к физическому и духовному здоровью (преимущественно, физическому). Этот акцент на физической составляющей йоги – сравнительно новое явление; по традиции практики больше фокусируются на тонком (энергетическом) теле. Эти практики были созданы для построения «сильного» тонкого тела, посредством которого можно получить доступ к более глубоким медитативным состояниям, открывающим путь к внутренней свободе и радости (мокша), улучшение физического здоровья изначально воспринималось скорее как побочный эффект. Так что йога изначально не была терапевтической системой заботы о здоровье, скорее это духовная дисциплина. Так, молитва может быть духовным процессом, через который человек может просить о здоровье и исцелении.

Тело йога легкое и свободное; само понятие йоги для «кубиков» пресса выглядит как забавное недоразумение. Даже использование йоги в терапевтических целях – сравнительно новое явление. Предписывание определенных позиций для лечения определенных болезней - это идея, пришедшая из западного подхода к медицине, ориентированного на решение проблем. Восточный подход к здоровью более холистический (целостный), и подразумевает, что мы лечим не определенную болезнь, а человека в целом. Когда человек сбалансирован, все его системы автоматически приходят в равновесие.

Однако важно понимать, что если что-то не является древним, это не значит, что оно не может быть полезным. Тысячи людей получили пользу от этой современной интерпретации йоги как лечебной и наполняющей жизнью практики. Во многом йога в том виде, как она практикуется сейчас, сформировалась стараниями первопроходцев в начале 1900-х годов: Шри Кришнамачарья и его ученики (Б.К.С. Айенгар, Паттаби Джойс, Десикачарья), Шри Йогендра (основатель Института Йоги), Свами Кувалаянда (основатель Кайвалядхама) и другими. Эти уникальные учителя оживили интерес к йоге в обществе через фокусирование на терапевтических и лечебных аспектах традиции. Позже многие западные последователи этих учителей этих учителей привнесли свои нововведения.

Представьте, что у вас есть самолет, но вы не знаете, что это такое – до этого вы видели только машины. У самолета есть эти две ужасные штуки, которые задевают здания и фонарные столбы, поэтому вы решаете отрезать самолету крылья и счастливо ездите на нем по улицам. Точно так же, вы радуетесь, если вам удалось вылечить спину или решить проблему с щитовидной железой. Но человек, который когда-либо летал, заплачет, увидев самолет с отрезанными крыльями. Когда я вижу, как используется йога сегодня, особенно, как она используется на Западе, мне хочется плакать. Какая потрясающая возможность, которая может быть дорогой к божественному, используется в таком усеченном виде. – Садгуру Джагги Васудев

Можно представить йогу как образовательную систему, которая состоит из детского сада, школы и университета. Современные исследования йоги подобны сложно устроенному детскому саду со скудными возможностями для дальнейшего развития. Йогические науки предлагают нам инструменты и знания для глубокого физического, психологического и духовного развития, которое начинается с физического здоровья и заканчивается совершенствованием ума, эмоций и энергии. Почему же тогда современные практики йоги ограничиваются телом, когда нам доступно множество удивительных инструментов развития здоровья, счастья и достижения успеха.

Именно сочетание древних практик и современности может обогатить нашу жизнь, - не в единении ли подлинное значение Йоги? Так почему бы не объединить старое и новое?

Йога – это не древний миф, преданный забвению. Это самое ценное наследие настоящего. Это существенная потребность сегодня и культура завтрашнего дня. – Парамахамса Сатьянанда Сарасвати 


Хотите познакомиться с Садашивой лично? Приходите на 10-ую Международную Конференцию Yoga Journal!

15-16 октября в Москва-Сити, более 30 часов практики с самыми яркими преподавателями со всего мира.

Конференция Yoga Journal – это уникальная возможность познакомиться с богатейшим миром йоги, поэкспериментировать с новыми стилями, усовершенствовать собственное мастерство, дополняя практику новыми техниками от преподавателей высочайшего уровня. Классы Конференции объединены темами: сила, осознанность, расслабление. Выбирайте то, что для вас имеет значение сейчас.

Хедлайнеры Конференции: Шэрон Гэннон и Дэвид Лайф – основатели направления Дживамукти-йоги.

На Конференции состоится российская премьера документального фильма «What is Real» («Что есть реальность») и презентация книги Шэрон Гэннон «Йога и вегетарианство».

Преподаватели Конференции: Руслан Клейтман, Сергей Агапкин, Густаво Пласа, Випул Бхатти, Садашива, Лена Сидерская, Нина Мел, Алексей Владовский, Елена Ульмасбаева, Сергей Сидоренко, Сергей Мироненко, Александр Дудов и многие другие.

Не пропусти главное событие в мире йоги!

Подробности: conf.yogajournal.ru

620ji.jpg


Фото: omandthecity/instagram.com

Читайте также