Динамическая медитация: мощная духовная практика или шарлатанство

Динамическая медитация: мощная духовная практика или шарлатанство

Индийский мистик Ошо (Бхагаван Шри Раджниш) – известнейший духовный учитель и одновременно одна из самых противоречивых фигур в мире йоги. Одни называют его Просветленным Мастером, другие – величайшим шарлатаном. Но как бы то ни было, факт остается фактом: миллионы учеников по всему миру продолжают следовать его учению. 

Ошо создал около ста техник медитации, самая известная из которых – динамическая медитация. «Наша цивилизация научила нас подавлять, удерживать пережитое внутри себя, так что весь мусор попадает в подсознание, создавая большой беспорядок внутри существа», – говорил Ошо. Весь процесс воспитания ребенка в обществе направлен на то, чтобы сделать из него хорошо управляемый и предсказуемый механизм. При этом его природная уникальность – спонтанность и непосредственность – подавляется еще на ранних этапах развития и заменяется полезными общественными ценностями: разумностью и ответственностью.

Конечно, само существование социума немыслимо без этих качеств. Но какова цена, которую каждый из нас платит за них? Все неврозы, депрессии, невысказанные обиды, невыраженный гнев – это естественное следствие привычного подавления эмоций во имя приличий. Цель же динамической медитации – помочь нам избавиться от этого ненужного багажа и вернуть интенсивное и полное ощущение Жизни.

Метод осознанного безумия

Динамическая медитация состоит из пяти стадий. «Первые три выполняются для того, чтобы достичь высшей точки напряжения на всех уровнях вашего существа... Если в них вы участвовали тотально, полно, ничего не удерживая, тогда на четвертой стадии вы автоматически глубоко расслабитесь», – объяснял Ошо. Итак, первый этап – глубокое и хаотичное дыхание через нос. «Используя частое дыхание, вы словно ударяете по витальному телу, и тогда то, что спит, начинает пробуждаться: резервуар ваших энергий вскрывается». Такое дыхание, если уйти в него полностью и без остатка, мощно стимулирует нервную систему. На десять минут вы превращаетесь в мощный насос, качающий воздух, и вся энергия, расходуемая в обычной жизни на мышление, переживание и подавление эмоций, направляется на поддержку дыхания. Каждая клеточка тела начинает вибрировать, наполняясь жизненной силой. Напряжение неуклонно растет и наконец выливается в настоящий катарсис – так начинается вторая стадия медитации. Со стороны практикующие выглядят как пациенты сумасшедшего дома: они вдруг разражаются криком, плачем, смехом.

Но ведь если задуматься, вся эта психушка находится внутри нас, управляя нашими мыслями, желаниями и поступками. Через этот всплеск слой за слоем приходят в движение давно забытые, но так никуда и не исчезнувшие обиды, печаль, гнев, страх, даже радость и восторг, которым когда-то не дали возможности проявиться в полной мере. Основные принципы второй стадии – интенсивность, тотальность, отказ от любого контроля. «Наше подавление продолжалось веками, на протяжении многих прошлых жизней. Анархичное существо внутри каждого из нас неизвестно даже нам самим. Его нужно выпустить наружу: призрак, находящийся внутри нас, должен выйти”, – говорил мастер. Затем начинается третий десятиминутный этап: прыжки или интенсивное раскачивание корпуса с по­вто­ре­ни­ем суфийской мантры «Ху!» направляют всю высвобожденную энергию внутрь и вверх. Возникает неповторимое ощущение блаженства, настоящая эйфория. Тело словно превращается в пучок энергии или циклон, в котором исчезает личность, воспоминания о прошлом и тревоги о будущем – остается только острое ощущение настоящего момента.

Наконец, слышен крик «Стоп!», приглашающий к началу четвертой стадии: «Тело истощено, все, что было подавлено, – высвобождено, все мысли отброшены... Это начало медитации». На этой стадии вы просто наслаждаетесь тишиной, покоем и блаженством, наполняющими все ваше существо. Вам остается только наблюдать – за звуками внешнего мира, мыслями, приходящими из ниоткуда и уходящими в никуда, ощущениями и воспоминаниями. Здесь вы впервые можете почувствовать вкус медитации – осознанного присутствия. Этот момент – долгожданная пауза, отдых от бесконечной вереницы мыслей, которые в обычной жизни управляют нашим сознанием, определяя эмоции и поступки. «Первые три стадии – это только ступени, четвертая – дверь. Сначала есть вы. Потом больше нет ни дей­ствий, ни дыхания, ни движения, ни звука – только тишина...» Этот опыт поднимает занавес, скрывающий наше подлинное существо – давно забытое за стремлением соответствовать чужим ожиданиям и быть «как все».

Вечное сияние

Одно осознание того, что в каждом из нас есть нечто неизмеримо большее, чем доступная обыденному взгляду личность, – уникальный бриллиант, по-прежнему ярко сияющий за толщей многолетних подавлений и наслоений, – одно это способно открыть доступ к мощному источнику подлинной радости и экстаза, которые на последней, пятой стадии динамической медитации выливаются в танец, празднование самой Жизни. Вы позволяете телу двигаться так, как оно захочет, следуете за ним, за своей энергией, за своей истинной природой. Пятнадцать минут вы просто радуетесь тому, что живы, что наступил новый день и жизнь продолжается во всей своей спонтанности, яркости и непредсказуемости.

Ошо говорил, что, если практиковать динамическую медитацию пятнадцать дней подряд, даже просто в качестве эксперимента, что-то внутри обязательно придет в движение. Вы станете больше доверять своей внутренней природе. Динамическая медитация буквально поддерживает наше внутреннее пространство живым и вибрирующим, не давая ему привычно сжиматься при встрече с проблемами. Она подталкивает нас к новым неожиданным решениям, открытиям, ощущениям. Главное правило здесь – по-настоящему наслаждаться практикой и относиться к ней, да и к жизни в целом, как к игре. Тогда с вами могут произойти удивительные вещи.