8 вопросов о медитации в потоке (и ответов на них!)

8 вопросов о медитации в потоке (и ответов на них!)

20110909_280.jpgС чем у вас ассоциируется медитация? Большинство из вас наверняка представят неподвижно сидящего в позе лотоса йога с закрытыми глазами. Но с распространением динамичных стилей йоги наши представления об этом состоянии меняются. Сегодня все чаще приходится слышать о так называемой медитации в потоке, то есть о медитации во время выполнения виньяс. В тонкостях данного метода мы попробовали разобраться вместе с Анной Шаповал, преподавателем Дживамукти-йоги и йоги Айенгара.

1. Какими способами можно достичь состояния медитации?

Условно можно выделить несколько основных способов медитации: в положении сидя (самый популярный), во время ходьбы (walking meditation), в потоке (выполняя последовательности асан). Также возможно достичь медитативного состояния, занимаясь какой-либо монотонной работой.

2. Что можно посоветовать новичку? С чего начать?

Важно понимать, что медитация — не практика, а состояние. Именно поэтому ей нельзя заниматься, но можно достичь этого состояния, следуя определенным инструкциям. Согласно йоге Патанджали, которая лежит в основе всех современных направлений хатхи, медитация (или дхьяна) — это 7-я ступень, ей предшествует пратьяхара (отвлечение чувств) и дхарана (концентрация).

Начинать надо с малого: так легче и больше шансов на успех. Для начала попробуйте простую медитацию сидя:

  • Если это ваш первый опыт, начните с 5 минут и постепенно увеличивайте продолжительность. Поставьте таймер.
  • Сядьте удобно, чтобы вам не пришлось менять позу.
  • Не двигайтесь.
  • Сфокусируйтесь на наблюдении дыхания или на повторении мантры.

Вначале можно научиться наблюдать свое дыхание, следить за тем, как вдохи и выдохи сменяют друг друга без нашего участия, потом научиться наблюдать свои мысли, и тоже отмечать, что мысли сменяют одна другую без нашего участия. Таким образом, приходит понимание, что мы не есть наши мысли. Ведь есть кто-то, кто наблюдает эту смену мыслей. Позже это состояние может перейти с вами и в обычную жизнь, вы сможете замечать, что, например, мысли пошли куда-то не туда, и сможете развернуть их в прямо противоположную сторону – существуют и такие практики.

Новичку также можно попробовать пешую медитацию. Можно использовать четки — обычно из 108 бусин. Это непременный атрибут джапа-медитации (джапа — значит, повторение). Пальцы перебирают бусины, фокусируя на себе часть внимания, а ум занят повторением мантры на каждую бусину. Например, во время ходьбы вы делаете один вдох на 4 шага, а потом выдох на 4 шага. Место начинающему для такой практики лучше выбрать тихое, на природе.

3. Что помогает достичь состояния медитации в практике потока?

Медитация в потоке предполагает «виньясу» или «флоу», другими словами, поток. Есть инструменты, которые помогают достичь этого состояния, выполняя последовательности асан – это контроль дыхания (дыхание уджайи, или просто ровное глубокое спокойное дыхание со звуком) и фиксация направления взгляда (дришти). Не пользуясь этими инструментами, достичь состояния медитации в потоке практически невозможно – внимание будет рассеиваться, концентрации не получится. А мы помним, что концентрация – это состояние, предшествующее медитации.

4. Важно ли правильно выполнять асаны, прежде чем медитировать в потоке?

Понятие правильного выполнения асан – очень неоднозначно. Например, если мы правильно дышим, фиксируем взгляд, но тело не готово выполнить позу как на картинке – будет ли это правильно выполненной асаной? Или же наоборот, форма асана очень хорошая, красивая, но мысли находятся где-то в завтрашней вечеринке, взгляд блуждает на соседнем коврике, и дыхание неровное или поверхностное – можно ли говорить, что это правильная асана? То есть, стремясь к достижению состояния медитации при практике в потоке, мы должны на первое место ставить концентрацию на физических движениях и на самой практике в данный момент. Это и обеспечит правильность выполнения асан и, что не менее важно, безопасность их выполнения.

Сначала стоит изучить последовательность асан, затем научиться глубоко и спокойно дышать, синхронизировать движение с дыханием, фиксировать взгляд. Все достигается постепенно. Конечно, когда вы только осваиваете позы, изучаете их геометрию, о медитации в потоке речи не идёт.

Хочется добавить, что медитация в потоке ни в коем случае не обозначает выполнение движений «на автопилоте», наоборот, это состояние предельной концентрации.

5. Какие стили йоги предполагают медитацию в потоке?

Почти во всех современных динамичных стилях, где идёт синхронизация дыхания и движения, мы можем приблизиться к состоянию медитации.

6. Как быстро практикующие могут войти в это состояние?

У всех по-разному, обозначать временные рамки я бы не стала. Если взять в пример аштангу-виньясу, то сначала вы научитесь правильно выполнять последовательности, потом – контролировать дыхание и сочетать движения с дыханием, потом узнаете и запомните направление взгляда в каждой виньясе – фактически, это отвлечение органов зрения. Для того, чтобы почувствовать медитативный эффект от практики, нужно регулярно заниматься. Что касается дживамукти йоги, которая родилась на основе аштанги, то в конце каждого ее класса 5 минут отводится на медитацию сидя, а активная практика в потоке помогает подготовить к ней наш ум.

7. Как контролировать внимание во время медитации?

Важно все время возвращать себя к соблюдению инструкций, описанных выше. Чем больше вы будете практиковать медитацию, тем быстрее будете понимать, что отвлеклись. Чем короче будет разрыв между тем моментом, когда вы потеряли концентрацию и тем, когда вы это заметили, тем глубже будет ваша практика.

Мне нравится представлять внимание или ум в виде головы большого буйвола, на которого надета уздечка, и за эту уздечку можно возвращать этого буйвола прямо к точке концентрации.

8. Могут ли перевод внимания вовнутрь, медитация и йога в целом привести к тому, что человек захочет уйти от общества?

Медитацию предполагают многие восточные традиции, не только йога. Если человек занят поиском и приходит к йоге, его уже что-то не устраивает в социуме, который его окружает, и может быть в себе самом. И вот он находит новую практику, старается вести иной образ жизни. Для того, чтобы помочь себе в этом стремлении, особенно в начале пути, он стремится общаться больше с единомышленниками. Со стороны это может выглядеть как выход из привычного социального окружения. Но причина смены круга общения зародилась раньше того, как в жизни человека появилась йога.

Укрепляясь в своей практике, продвинувшись на пути самоизучения, человек может снова вернуться к прежнему кругу общения, и расширить его, оставаясь при этом на своем пути йогической практики.

Что касается медитации, то на Западе в последние несколько десятилетий было проведено такое количество исследований именно о влиянии медитации на состояние организма, мозга, что ее полезный эффект не вызывает сомнений. В США медитацию (и классы йоги тоже) даже предлагают в центрах работы с трудными подростками, во многих компаниях организуют классы по йоге и занятия по медитации для сотрудников. Зная американский прагматизм, можно с уверенностью предположить, что положительный эффект во многом превосходит затраты времени и средств, а также риск стать менее социализированным. Я думаю, такие вопросы возникают больше от недостатка информации о предмете. Любая практика — это инструмент, который можно использовать по-разному, в зависимости от изначальных намерений.


Беседовала Светлана Зотова – независимый журналист, веган, преподаватель хатха-йоги.

Фото: fernyatx/instagram.com