3 основных техники для тишины ума

3 основных техники для тишины ума

Как отличить йогу от фитнеса? Довольно просто – в йоге нужен спокойный ум, а в фитнесе нет. Неважно, когда вы впервые встали на коврик, вы начали заниматься йогой только тогда, когда научились приглушать свою внутреннюю болтовню и концентрироваться на дыхании. Для некоторых это могут быть плохие новости, ведь можно заниматься год и больше, а тишины ума по-прежнему нет. Получается, это была не йога? Правильно, это была растяжка – тоже хорошо, но не йога.

Если вы хотите практиковать действительно древнейшую практику, а не ее пародию, вам понадобится первым делом освоить не шпагат, не стойку на голове, не Лотос, а техники, которые замедлят деятельность ума. Их очень много, но мы сосредоточимся на трех основных, которые подойдут любому новичку. Сосредоточьтесь на их практике хотя бы месяц – и вы непременно заметите положительные результаты.

  1. Замедленное дыхание. Поразительно, как яростно многие новички ищут способы успокоиться – выспрашивают секреты у бывалых йогов, ищут какие-то удивительные рецепты и техники, в то время как все гениальное — просто: нужно просто освоить правильное йогическое дыхание. Речь идет даже не столько о пранаямах, сколько об обыкновенном глубоком, ровном, спокойном дыхании животом. Сядьте в удобное положение, подстелите что-нибудь, если это добавит вам комфорта, выпрямите позвоночник, положите правую ладонь на живот, а левую – на грудь. Начинайте дышать. Старайтесь делать вдохи и выдохи животом, левая ладонь в идеале должна быть неподвижной. Ничего страшного, если поначалу это будет не получаться. Потребуется время, чтобы приобрести этот навык. Главное, запомните – следует избегать дискомфорта и чрезмерных усилий. Постарайтесь настроиться на максимально приятное для вас дыхание, но держите в уме, что дыхания должны осуществляться животом. Регулярно практикуя эту технику, вы научитесь правильно дышать, сможете перейти к более сложным пранаямам (дыхательным практикам) и в результате станете более спокойными. Как это работает? Качество ума и качество дыхания взаимосвязаны. Когда нам страшно или волнительно – дыхание сбивается. Это действует и в обратную сторону – наладив дыхание можно обрести контроль над эмоциями. Йоги, которые практикуют настоящую йогу, могут бежать галопом на класс по йоге, сильно опаздывая, но сев на коврик и перейдя на йогическое дыхание, они в течение минуты могут унять спешку и перейти в совершенно магическое состояние.
  2. Подходящая мантра. Параллельно с освоением спокойного дыхания можете практиковать мантры. Для начала, что такое «мантра»? Если посмотреть на перевод, то «ман» – это ум, а «тра» – это инструмент. Получается, что мантра – это инструмент ума, который поможет нам достичь состояния глубокой ясности. Вы можете читать сложные индийские мантры, петь универсальный звук «Ом», повторять утверждение, которое необходимо вашему духовному состоянию – все зависит от ваших предпочтений. Для начала вы можете начать с мантр на русском языке, чтобы лучше их прочувствовать. Сядьте в удобное положение, прикройте глаза и комфортным для вас голосом произнесите от 1 до 5 раз мантру. Например:
    • Сегодня будет замечательный день 
    • Я выбираю быть счастливым 
    • Я свободен и независим 
    • Я люблю и уважаю себя 
    • Я наслаждаюсь своей жизнью

    Прочувствуйте каждое слово, поверьте в силу мантры и ждите положительных перемен. Мантры помогут перестроить ваш образ мыслей, избавят вас от тревожности и позволят расслабиться и отдаться течению жизни (ведь впереди вас ожидает только хорошее).

  3. Единый поток. Невозможно расслабиться пока вы раздражаетесь на соседа по коврику, шумных домочадцев, непонятный запах и прочее. Конечно, можно расстраиваться и мечтать о поездке в Индию, где вас наконец-то оставят в покое. Но гармония и покой – это не изоляция от внешнего мира, а способность не раздражаться и не реагировать на раздражающие факторы. Поэтому вместо того, чтобы сетовать на несовершенный мир, постарайтесь с ним подружиться. Представьте, что вы не имеете физической оболочки, что вы ничто, зовут вас никак, что вас нельзя потревожить или обидеть – вы одновременно и все и ничто, вы растворились в своей практике и погружены исключительно в нее. Но главное, перестаньте искать уединения вне, покой всегда только в вас, и ни одна випассана вам не поможет, если внутри бушуют ураганы гнева.