Мантры на всех широтах

«На всех широтах» – так кажется называлась одна из редких в СССР радиопередач, в которой крутили модные песни разных недоступных советскому гражданину зарубежных стран. Как загадочно звучали из динамика транзисторного приемника веселые и непохожие на творчество местных работников культуры мелодии и ритмы «разлагающегося Запада»! С таким же любопытством, а возможно и недоумением, лет эдак сто назад слушал бы верующий индус известные ему мантры и бхаджаны, веками певшиеся в индийских храмах и домах, в исполнении незнакомых, непонятных голосов, доносящихся из мощных колонок концертных залов, новейших Hi-Fi стереосистем или динамиков современных автомобилей, несущихся по дорогам, столь непохожим на индийские. 

Воспевание имен Бога (а в индуизме считается, что Единое Высшее Начало проявляет себя в формах многочисленных Божеств), древняя традиция Индии, становится все более известной в западных странах, выходя за рамки увлечения «йогнутых» и прочих «повернутых» на индуизме или восточной субкультуре персонажей к широким массам трудящегося (и не очень) населения. И конечно эта форма религиозной музыкальной культуры, преломляясь в людях, в основном любителях творчества, путешествий и альтернативного образа жизни, и их «западно-восточном-далее везде…» мировоззрении, приобретает здесь свое собственное звучание.

2007 год… США, планета Земля, Кали Юга. Атмосфера в спортзале одного из фешенебельных отелей Флориды похожа на рэйв-пати, на сцене видна группа музыкантов, но сотни людей собрались сюда не ради обычной дискотеки. Здесь происходит духовное мероприятие. Участники йога-конференции поют и танцуют до поздней ночи, увлеченные бхакти йогой, индийской традицией экстатической преданности Богу. Далеко не все толком знают, чьи имена они поют и как переводятся мантры. Однако, самый знаменитый из западных киртан-валла (как в Индии называют исполнителей бхаджанов) Кришна Дас считает, что это не столь важно. Главное – создаваемая духовная вибрация, которая в любом случае несет благо, а знания о Божествах можно получить и потом, если возникнет интерес.

Бхакти йога, индийский метод достижения духовного опыта через устремление всех чувств и эмоций к Богу, уже не в диковинку на западе. Многие граждане почувствовали ее вкус еще в 1960-е, когда в среде хиппи стали приобретать популярность учителя из Индии. Пение киртана даже стало своего рода модой у богемной молодежи тех лет. Конечно для большинства это была просто восточная экзотика и дополнение к колоритной психоделической культуре, нежели осознанное знакомство с индуизмом. Но постепенно возникали на американской земле и ашрамы, и группы учеников того или иного традиционного направления индийской религии.

В 1990-е годы начала подниматься новая волна интереса к бхакти йоге и конкретно к пению киртана, во многом благодаря таким исполнителям, как Кришна Дас и Джай Уттал (оба американцы, ученики индийского гуру-чудотворца Ним Кароли Бабы, к которому они ездили, будучи молодыми хиппи). Их концерты постепенно начали переходить из частных квартир, йога-центров и эко-поселений в большие залы и на площадки со многими сотнями слушателей, принеся им статус своеобразных «рок-звезд» в сообществе увлекающихся йогой и восточной философией. Практически на каждой западной йога-конференции в программе теперь присутствует пение киртана. Каждые выходные крупный американский йога-центр «Институт Омега» проводит мероприятие «Экстатические песнопения», на которое стекается масса людей. Регулярно проводятся семинары для желающих научится петь бхаджаны и даже созданы соответствующие рингтоны для мобильников! Еженедельные концерты бхаджанов в стильном нью-йоркском центре «Дживамукти Йога» в Манхэттене пользуются неизменной популярностью. В Канаде возникла целая звукозаписывающая компания, заключившая контракты уже почти с десятком западных исполнителей бхаджанов.  

Почему подобная форма бхакти йоги приобретает популярность? Да в целом по тем же причинам, что и в средневековой Индии, во время стремительного роста популярности культов бхакти. Это доступно. Каждый может петь во славу Высшего Существа. Эта практика не требует особого сурового тренинга сознания, как на ретритах по медитации, или развития физической силы, гибкости, контроля над дыханием, как при занятиях хатха-йогой. «Пение киртана приносит мгновенный успех, если у вас есть хоть толика благой мотивации», – говорил американский певец-вайшнав Шьям Дас.

«Успех» в данном случае – это некий духовный опыт, который даже опытным певцам киртана трудно сформулировать в словах. Это, как говорят те, кто проникся, «открытие сердца». Это больше, чем просто эйфория. Рост количества йога-студий также сыграл свою роль в появлении новых фанатов музыки бхакти. На многих классах крутят бхаджаны как фоновую музыку для занятий, и практикующие асаны часто привлекаются такой музыкой, желая больше узнать о ней и о чем в ней поется. Они приобретают диски, начинают посещать концерты киртанов. Митен, композитор, музыкант и партнер известной певицы Дэвы Премал, был английским рок-музыкантом, но переключился на исполнение индо-тибетских песнопений в современных аранжировках. Он рассказывает, как люди из разных стран порой говорят ему похожие вещи: «Я начал ходить на классы йоги, и там услышал вашу музыку. И я не могу прекратить слушать ее. Я кручу ее в машине, ставлю своим детям. Она просто звучит везде, где я нахожусь, я не знаю, почему». Причем на выступления приходят не только любители практики асан.

Хотя родина киртана – Индия, музыка белых исполнителей безусловно несет сильное влияние западной музыкальной культуры. Ряд певцов бхаджанов продолжают оставаться любителями рока, джаза, кантри и реггей, фолка и этно-фьюжена. «Все мы росли на рок-группах 60-х, на блюзе или чем-то еще, так что это конечно влияет на наш стиль», – говорил Шьям Дас. Порой они вставляют английскую песню между санскритскими строками мантр, в дополнение к барабанам табла используют бас-гитару, могут добавить соло на саксофоне или синтезатор. Бхаджаны звучат уже не так, как их поют в индийских храмах. Но значит ли это, что они стали менее духовными? 

Это зависит скорее не от стиля музыки, а от внутренних переживаний поющего. В Индии, где верят в реинкарнацию, порой считают, что увлечение западного человека мантрами может быть признаком того, что человек уже выполнял эти практики в прошлой жизни и имеет позитивную «кармическую связь» с этими вибрациями. Так это или нет – главное, чтоб самому человеку было хорошо.

«Конечно есть индийцы, которые смеются над тем, что на западе стал популярен киртан. Они говорят – да что вы вообще можете знать о киртане?» – рассказывает Кришна Дас, белый дяденька из Лонг Айленда, чье имя уже неразрывно связано с культурой пения бхаджанов в Америке. «Я считаю – это спесь и глупость. Киртан предназначен для раскрытия души, и утверждать, что мы не можем это делать, все равно что считать, что у людей на западе нет Господа в сердце, нет души. Но Господь знает, что нужно человеческому сердцу, и всегда отвечает на его зов. И это не вопрос аранжировки или даже произношения».

Впрочем, и среди самих индусов мнения бывают разные. На своем опыте могу рассказать – я давал слушать записи Кришна Даса известному йогачарье из Нью-Дели и образованному в санскрите и шастрах (священных писаниях) брамину из Бадринатха. Оба они отметили необычную манеру исполнения и немного жесткое произношение хинди и санскрита, но высоко оценили дух бхакти, и захотели получить музыку в свою коллекцию. Недавние концерты Кришна Даса в ашраме Шивананды в Ришикеше и ашраме Ним Кароли Бабы в Харидваре пользовались большим успехом как у западных, так и у индийских слушателей.  

Мир прекрасен в своем разнообразии, в многоцветье культур, и интересно, как древние формы духовного опыта и духовного искусства приобретают новые краски в разных частях света.

Ну и наконец – от слов к делу! Вы можете послушать самые разные записи мантр и бхаджанов в моих бесплатных подкастах (вариант авторской «радиопрограммы») Wild Yogi Radio. Там я ставлю и традиционные индийские, и западные, и отечественные записи мантр и бхаджанов, рассказываю всякие истории и байки, связанные с этой культурой. Качайте и слушайте!

http://www.mahadev108.com/podcasts-rus/