Дхарма танца: как движение дополняет медитацию

Дхарма танца: как движение дополняет медитацию

После окончания курса медитаций студенты устроили однодневный праздник с пикником, песнями и танцами. В конце дня лама Йеше вновь обратился к ним:

«С буддийской точки зрения человеческое сознание, или ум, это источник всей деятельности человека. Поэтому человеческие существа могут делать самые разные вещи – внутренние и внешние; сила человека такова, что мы можем сделать что угодно. Мы можем вкладывать энергию в любом направлении, которое выбираем. Вот какой силой обладают люди.

Человеческий ум – источник счастья и несчастья всех людей, и учение Будды делает упор на достижении различающей мудрости, так, чтобы вы видели реальность своего ментального отношения и, следовательно, направили свою жизнь и энергию в правильную сторону к спокойствию и миру.

С буддийской точки зрения, базовая природа человека прекрасна, глубока и ясна. Вы так существуете; это просто вопрос узнавания своих глубинных качеств и видения вашего потенциала для безграничного развития. Медитация на четыре безмерные – безграничную любовь, безграничное сострадание, безграничную радость и безграничное равновесие – указывает на это.

Эти четыре установки называются безграничными, потому что в основе своей мы обладаем любовью, состраданием, радостью и равновесием, но они ограничены. У нас есть любовь, но она ограничена; у нас есть сострадание, но это ограниченное сострадание; мы с радостью ценим жизни друг друга, но эта радость ограничена; у нас есть определённая степень равностности, но она слишком ограничена. Наше эго, эгоистический ум не дают нам осознать четыре безмерных. Взгляд эгоистического ума ошибочный, ограниченный. Вот почему наша любящая доброта очень узка. Прежде всего нам нужно признать это, чтобы расширить её.

Посмотрите, как мы ограничиваем свое наслаждение. На интеллектуальном уровне наш ум фабрикует мысль: «Этот объект – то, что приносит мне радость, я не могу наслаждаться всем остальным». Такое предвзятое мнение цементирует наши умы в зафиксированных позициях – результат того, что наш эгоистический ум создаёт ошибочные суждения и накладывает ограничения на нашу мысль: «Только этот объект способен принести мне радость».

Цель практики медитации на четырёх безмерных качествах – освободить себя от крайних, невротических игр эго. Но не думайте под влиянием иллюзии, что вы можете радикально измениться за ночь, и на следующий день ваш взгляд на жизнь будет совершенно иным: «О, теперь я понимаю, что это просто игра эго – завтра я собираюсь оставить игры эго навсегда». Такого рода изменение невозможно. Из-за вашего эгоистического ума вы постоянно накапливали загрязненную энергию с безначальных времён; вы не можете вдруг измениться за одну ночь, просто изменив свои интеллектуальные представления. Путь к преодолению негативной энергии – действовать с пониманием и осознанностью день за днём, каждый день. Вот что делает возможным изменение и трансформацию вашей жизни.

Нам нужна медитация, потому что игры эго очень тонкие и могут существовать на бессознательном уровне. Обнаружить активность игры эго на бессознательном уровне очень сложно. Нам требуется огромная энергия и сильное глубинное прозрение, чтобы противодействовать энергии эго, накопленной за эоны повторявшихся игр. Чтобы направить силу этой энергии в другую сторону, нам нужно её уравновесить. Вот почему недостаточно просто подумать после краткой вспышки прозрения: «Сейчас я понимаю, что эго – это проблема, теперь я понял. Сейчас я свободен. Сегодня я осознал свою проблему. Этот буддийский монах-философ рассказал мне всё о моем эго. Теперь я свободен». Вы не можете этого сделать, это мечты. Что вам нужно делать каждый день – так это развивать понимание своего собственного отношения, своей собственной ментальной активности, настолько, насколько вы можете. Это очень важный момент.

Сегодня, например, вы играли и танцевали. Если у вас есть внутренняя осознанность, вы увидите, что ваше эго реагировало определённым образом. Одну песню вы любите, другая вам не нравится, я уверен, что у каждого из вас был подобный опыт. Когда вы танцуете, есть определённые движения, которые вам нравятся, вы думаете, что они хороши, они делают вас счастливыми. Есть и другие танцевальные движения, которые кажутся вам глупыми, нехорошими. Вы так чувствуете, и каждый раз, когда вы танцуете, вы реагируете в своём уме. Что позволяет вам сделать буддийская медитация – так это увидеть, что хороший танец имеет ценность, но и плохой тоже. Нет причины эмоционально реагировать.

Также основная причина, по которой я согласился на этот праздник с его танцами, весельем и играми, была в том, что я думал, что вы можете чему-то научиться, проверить и рассмотреть себя после окончания курса медитаций. Каждый из вас должен проверить: вы делали сегодня много вещей – какие-то из них сделали вас по-настоящему счастливыми? Задайте себе этот вопрос прямо сейчас: чувствуете ли вы, что то, что вы сегодня делали, лежит в основе действительно счастливой жизни? Истощая себя через пение и танец – является ли истощённая жизнь счастливой? Это очень просто: ваш ум объясняет: «Сегодня праздничный день, мы счастливы. Сегодня мы получим торт. Мы можем бросить утреннюю медитацию, никто не заставляет нас медитировать». Итак, вы просто слоняетесь вокруг, бесцельно бродя тут и там, глядя по сторонам. Вы думаете, что счастье в этом?

Некоторые люди поймут: «Танцы и торты – это хорошо, но это не цель жизни». Другими словами, вы не должны чувствовать, что разрешение танцевать и делать то, что вы захотите, – это по определению по-настоящему счастливая жизнь. Это неверная установка. Однако вам также не следует быть несчастными. Если вы относитесь к танцам как к чему-то грустному, вы точно так же можете подумать, что сидение в медитации сделает вас несчастным.

Буддийская философия учит вас думать логически; буддийская религия – это философская религия, логичная религия. Скажем, вы какое-то время танцевали и внезапно остановились. Ваше эго реагирует: «О, теперь моё удовольствие закончилось». У многих людей эго реагирует подобным образом, отбрасывая их в ту же самую старую тьму. Они на подъёме, полны энергии – вдруг вечеринка заканчивается, и у них опять спад. Причина этих подъёмов и падений – эго, непонимание того, что такое настоящее счастье и реальность жизни.

Любая подобная деятельность должна меняться, ничто не длится вечно. Так или иначе, вам следует научиться отпускать свои удовольствия, не цепляясь за них невротически. Это очень важно. Вот почему буддийская философия учит, что весь мир подобен иллюзии, – вы не можете держаться за иллюзию постоянно, в ней нет твёрдости, постоянства. То, чем вы наслаждаетесь от момента к моменту, не может удерживаться постоянно. Его природа непостоянна, преходяща, она проходит, проходит, уходит, уходит, заканчивается, заканчивается. Такова реальность жизни.

Поэтому очень важно осознавать и принимать реальность как она есть. Вы можете это сделать. Западное эго сильно страдает из-за быстро меняющейся природы общества. Когда оказывается, что вы не можете функционировать, потому что общество движется очень быстро, вы обвиняете общество. Природа общества такова, что оно меняется, ваша собственная природа меняется, природа погоды – изменение. Поэтому очень важно, чтобы ваше отношение было таким, чтобы вы шли срединным путём и избегали крайностей. Но сделать это нелегко, вам нужна проницательная мудрость.

Вот почему мы говорим, что медитацией стоит заниматься. Медитация не означает уход в пещеру. Просто созерцайте движения своих собственных действий – вашего дыхания, мысли и всего остального. Этого достаточно. И не думайте, что вы бесповоротно запутались и ничего не ясно. Это также неверно. Ваш ум обладает ясностью; ясность – это способность вашего ума воспринимать отражения хорошего и плохого. Каждый обладает этим, даже дети. Когда дети играют, они обладают некоторым видом различения. В этом красота их сознания. Вы можете поразмышлять над своей способностью к различению – это ясность ума. Поразмышляйте над этим. Если вы верите, что вы всё время в тупике, то вы, конечно, будете в тупике».

Вопрос студента: «Лама, я обнаружил, что танец дополняет медитацию, и это необязательно временное удовольствие, у танца может быть долгосрочная польза».

Лама Йеше: «Я очень счастлив, что у вас был хороший опыт. Я не говорю, что танец сам по себе – просто мимолетное удовольствие; это зависит от ментальной установки. Ваш опыт в танце имеет ценность. Если вы будете медитировать и помнить ваш опыт в процессе, та длительная память может помочь вам не впасть в депрессию. Если мы не можем вспомнить свой положительный опыт, не можем поддерживать его ценность, позднее мы можем впасть в депрессию. Как и у вас, у всех остальных также есть до определенной степени чистый блаженный опыт. Но дело в том, что мы не можем поддерживать воспоминание об этом переживании постоянно, ясно. Поэтому в одно мгновение нас озаряет, в другое – наше сознание загрязнено. Именно поэтому нам нужен баланс, чтобы мы могли хранить память о хорошем переживании вместо того, чтобы постоянно думать о всяком мусоре. Вот что заставляет скакать наше настроение. И все же, у каждого человека есть такие чистые счастливые блаженные воспоминания. Проблема в том, что мы не размышляем о них с проникающей мудростью или не помним эти переживания постоянно» (из выступления ламы Тубтена Йеше в Институте Ченрезига, Австралия, в 1979 году).

Перевод Анастасии Гирш. Источник: https://www.lamayeshe.com/article/dharma-dancing

27 мая – 3 июня прямой ученик ламы Йене лама Сопа Ринпоче даст в Москве обширные учения по традиции Кадам и преобразованию ума, подготовке к умиранию, освобождению животных и тантрическое посвящение Будды Медицины. Все подробности и регистрация на www.lamazopa.ru