Йога – конец романа: почему люди бросают практику? Часть 2.

Йога – конец романа: почему люди бросают практику? Часть 2.

В стадию практики под названием Шакти Пад йогин входит с головокружением от успехов (предыдущих). Как минимум – с ощущением широты своих возможностей.

Но фантастических озарений больше нет.

Ощущения соединенности с Богом тоже нет. Как будто то, что в первые месяцы практики лилось нескончаемым золотистым потоком, поддерживало, давало ощущение необыкновенной открытости и включённости в мир – превратилось в тонкий ручеек, которого едва-едва хватает на то, чтобы не умереть от жажды.

Где-то я видела очень красивую метафору этого состояния:

«Все твои молитвы отскакивают от неба, как камни».

И эти камни падают вниз.

Там, внизу, ты сидишь на коврике.

Энергии у тебя нет.

А ты уже привык, так сказать. К энергетическому кредиту. А к камням не привык.

Может появиться чувство разочарования от того, что привычные инструменты перестали работать. А раньше-то всё нормально было! Разбито сердце? Пой один шабад. С работой беда – пой другой. Но если раньше от практики неизменно делалось лучше, то теперь – периодически ты проваливаешься в темноту.

А камни всё падают и падают.

Очень долго.

Может быть, год.

Может быть, годы.

И в этот момент человек может покинуть коврик надолго или навсегда, приостановить или завершить свой роман с йогой. Или – найти способ его продолжать.

Когда это безобразие началось в моей жизни некоторое количество лет назад, я резко сократила количество крий и занималась преимущественно медитациями. Потому что от крий мне отчётливо плохело – энергия поднималась, но присвоить её, как раньше, не получалось, и она начинала меня разносить. А от медитаций мне было чуть лучше, чем никак.

Я была предупреждена о том, что этот период не миновать (спасибо моим учителям). И тем не менее, была совершенно к нему не готова.

И думала при этом примерно следующее: «Господи Боже, вот жопа-то, блин! И когда она кончится???»

Господь молчал. Не потому, что в молитвах нельзя произносить слово «жопа». А потому что Шакти Пад.

Мне рассказывали о Шакти Паде длиной в двадцать лет. Двадцать лет! Вот жопа-то, Господи!

А куда денешься? Фаза такая.

Предполагается, что в период Сарам Пада и Карам Пада человек укрепится, накопит ресурс – а в период Шакти Пада будет этот ресурс тратить на то, чтобы пройти дальше. Психотерапия, кстати, работает по похожему принципу: терапевт сначала даёт клиенту ресурс, а потом начинает работать с травмой. Вот и йога – такой терапевт.

Что касается вызова, который в этот момент бросают йогину – это его собственное ограниченное эго. Не секрет, что когда в руки попадает некое чудо, очень сложно не возгордиться. Не стать человеком, который знает ответ на все вопросы. Не поддаться ощущению собственной «могучести». В период Шакти Пада «могучесть» просто заберут. Останешься просто ты.

И тогда наступает период встречи с собой. Время, чтобы увидеть свои ограничения.

  • Боль.
  • Страх.
  • Неуёмной жадность до удовольствий.
  • Недоверие.
  • Зависть.
  • Гнев.
  • Чувство вины.
  • Зависимость.
  • Властность.
  • Инфантильность.
  • Слабость.
  • Неприятие и даже ненависть к себе.
  • Вопиющую неидеальность, которая, как её ни прорабатывай, идеальностью никогда не станет. И это уже не развидеть.

Это не ад. Это всего лишь ты сам.

Происходит утрата иллюзий – и одновременно снова переосмысливается понятие «божественный потенциал, заложенный в каждом человеке».

С одной стороны, есть старый опыт, который говорит, что таки да, так оно и есть, есть порох в пороховницах. Умеем, могём! Ну, по крайней мере, могли.

А с другой стороны, ты себя уже узнал и в слабости. Ну и какой у тебя – ты посмотри на себя, чучело несчастное! – божественный потенциал?

Происходит борьба с собой.

И, если повезёт, после борьбы с человеком происходит сдача. Он сдаёт своё эго и сдаётся сам. Примиряется с собой, с тем, как он устроен. А заодно – с тем, как устроены другие люди.

Хорошее описание этого процесса есть у Джозефа Фостера:

«Нельзя по-настоящему любить, пока ты не сможешь полюбить свою собственную неспособность любить… Ты не сможешь исцелиться, пока ты не примешь все незаживающие раны внутри себя, создав пространство для них, относясь к ним, как к желанным гостям в просторах себя. Ты не сможешь познать истинную свободу, пока ты не осознаешь, что чувствовать несвободу – огромный подарок.

…Истинное счастье — это отсутствие сравнения, это отсутствие попыток быть счастливым, это приглашение быть целостным, заземлённым, настоящим прямо там, где ты сейчас находишься.

Твои боли, печали, сомнения, желания, страшные мысли, не просят быть «исцелёнными», они просят быть прожитыми в исцеляющем объятии настоящего момента.

Между тем, что «было»
И тем, что «будет»
Существует огромное пространство того,
Что происходит СЕЙЧАС.
Оно является твоим истинным домом».
(с) Джефф Фостер

А в традиции кундалини-йоги это состояние сдачи называется «Сахадж Пад», следующий этап пути после Шакти Пада (и не последний). Его описывают как состояние особой милости, спокойствия и принятия.

Врать не буду, Сахадж Пада не было ещё.

Пока который год обживаюсь в Шакти Паде. И в следующей части хочу написать о том, что помогает этот отрезок пути проходить.

КАК ПОМОЧЬ СЕБЕ В ШАКТИ ПАДЕ

Когда стало понятно, что Шакти Пад – это всерьёз и надолго, остается поскрести по сусекам и обнаружить, что там завалялось из полезных навыков, которые помогут пройти этот тяжёлый затяжной период. Что помогло и продолжает помогать мне:

  1. Доверие Богу …или Высшим силам, или Вселенной, или Гуру Рам Дасу – не важно, кого вы считаете своим небесным патроном. Порой только вера в то, что наверху знают, что делают, позволяет идти дальше. Этот совет, наверное, не всем подходит. Но я – человек веры, и меня она очень поддерживает.
  2. Дисциплина и внутреннее обязательство, наработанные в период Карам Пада. Всё, что говорят о необходимости дисциплины в йоге, – правда. Именно она обеспечивает движение вперёд. Особенно когда нет очевидных результатов (на самом деле они есть, но человек их не замечает, потому что порой не туда смотрит).
  3. Не изнурять себя супер-мощными практиками, если сопротивление столь сильное, что пройти его не получается. Брать себе ношу по силам. С осознанием своих ограничений. Как говорят японцы, быстро – это медленно, но без перерывов.
  4. Общение с единомышленниками, той самой «своей стаей». Когда твёрдо знаешь, что похожая ерунда происходит с твоими друзьями и коллегами – понимаешь, что всё не так страшно. Что это не «со мной что-то не так», а некий этап, который проходят все. Кто-то чуть раньше, а кто-то чуть позже.
  5. Внутренний кредит доверия практике, который создаётся в те этапы, когда мы ловим разнообразные бонусы от занятий – от уменьшения уровня стресса до состояний расширенного сознания.
  6. Присутствие преподавателя, с которым вы чувствуете созвучие. Сначала хотела написать «присутствие хорошего преподавателя». Конечно, важно, чтобы преподаватель был хорошим (спасибо, Капитан Очевидность)! Но ведь часто бывает, что преподаватель замечательный, знаменитый, собирает тысячи человек – но то, что он говорит, не отзывается в сердце, не рождает вдохновения и желания двигаться вперёд. Поэтому так важно иметь «своего» преподавателя – того, с которым есть некий внутренний резонанс . В кундалини-йоге присутствие преподавателя – обязательная штука. Это специфическое направление практики, в ходе которого практикующий может столкнуться с вызовами, преодолеть которые можно лишь с помощью того, кто уже справился с ними сам. Если рассматривать связь с учителем с эзотерической точки зрения, то в кундалини-йоге есть понятие «золотая цепь». Это – золотая цепь учителей. К этой цепи человек энергетически присоединяется, спев входную мантру – и эта цепь держит его даже тогда, когда он об этом не подозревает. Даже когда он падает. У меня был давеча опыт со своей «сорокадневкой» (а «сорокадневка» эта такая специфическая кундалинская радость – одна и та же практика, которую надо делать каждый день в течение 40 дней, а если пропустил – то начинай сначала). Так вот, приползаю я после адских нагрузок домой часам к десяти вечера, ложусь на кровать прямо в чём есть, и думаю в ключе Стёпы Лиходеева: «Стреляйте – не встану! Буду спать прямо так, в джинсах, не смывая макияжа. Плевать, что я посередине сорокадневки. Сегодня я тухлое яйцо и делать ничего не буду. К чёрту всё. А завтра начну сорокадневку сначала. Да, обидно, но сил у меня больше нет. Завтра стартую с нуля». И на этой мысли вырубаюсь, даже не заведя будильник. Чтобы проснуться через два часа абсолютно отдохнувшей. Сна – ни в одном глазу, как будто я спала часов восемь под тёплым одеялком, а не рухнув бревном поверх покрывала. И без всякого усилия и сопротивления вдруг раскатывается коврик, делается практика, после я иду умываться и точно также вырубаюсь. Как будто на какое-то время кто-то нажал кнопку ВКЛ, а потом – ВЫКЛ. Это был подарок. Мне просто выдали ресурс, чтобы я могла продолжить то, что для меня важно, даже когда нет сил. Так работает эгрегор, та самая золотая цепь. Он готов отзываться тем, кто к нему присоединён, даже если сил осталось лишь на то, чтобы ползти в направлении мечты. Или лежать, как в моём случае. Хотя, конечно, не следует злоупотреблять хорошим отношением эгрегора. Ну и по мотивам этой истории – ещё один пункт:
  7. Позволить себе быть неидеальным йогом. Не бояться своей слабости, смиряться с ней. Заодно – порассматривать, что именно мешает продолжать. И – начинать сначала.
  8. Понимание того, как работает наша психика. Самое мощное сопротивление она включает как раз в тот момент, когда человек стоит на пороге серьёзных изменений. Это особенность нашего ума: он считает своим долгом защищать своего хозяина, заставляя его как можно дольше придерживаться привычных схем мышления и поведения. Эти схемы могут устареть, работать не везде – но когда-то они помогали, и ум воспринимает их как пригодные для жизни. А то, чем человек занимается сейчас, ещё неизвестно, к чему приведёт. Вот откроет он, например, сердечный центр – а как потом с этим жить? Как справляться с потоком переживаний? А вдруг инфаркт хватит? Ну уж нет, столько лет жили с закрытым сердцем – и дальше проживём , рассуждает ум. И пускает в ход всевозможные уловки, чтобы отвлечь практикующего. И нужно понимать, что происходит, чтобы вовремя сказать себе: «Похоже, я стою на пороге чего-то важного для меня», – и продолжить практику.
  9. Ну и, наконец, последнее: «Бухгалтерский баланс». Нет, это не о деньгах, потраченных на классы, семинары и обучающие программы (хотя сумма может быть вполне солидной). Это о некоем внутреннем балансе. О понимании: то, что я получаю от практики, намного больше, чем то, чем мне приходится поступаться. О внутреннем ощущении: «Этот инструмент мне подходит, и пусть сейчас мне непросто, я оставлю его себе, его цена меня устраивает. Это того стоит». Или по-другому: «Не могу больше пыхтеть каждый день. Мне слишком дорого это даётся, смысла больше не вижу – сажаю на своей условной йога-делянке апельсины, а родится чёрт-те-что».

И тогда человек уходит.

Ну как уходит?

Куда денешься из колеса сансары? Никуда.

Все мы вынуждены встречаться с вызовами, расти, эволюционировать и двигаться к просветлению.

Духовные авторитеты утверждают, что все (то есть и злые, и бестолковые, и ленивые, и вредные, любые!) мы таки-просветлеем.

Эту работу можно делать с помощью йоги. А можно как-нибудь по-другому.

Но этапы будут теми же. Шакти Пад можно встретить где угодно. И Сахадж Пад, соответственно.

Поэтому у меня нет ощущения, что человек, который ушёл из йоги, с чем-то не справился. Он просто пошёл работать на другую делянку.

А тот, кто не расстался с йогой, продолжает вскапывать свою.

С принятием того, что апельсины на этой делянке не колосятся, а чертополох – вылезает. Иногда неожиданно вырастает брюква (заодно узнаёшь, что это такое вообще – брюква).

Постепенно всё лучше и лучше получается быть несовершенным – то есть не абсолютным и безупречным йогином, который старается-старается, а получается черт-те-что.

Принимать свои неврозы, страхи, всю беспомощность и нелепость своих попыток. Собственное бессилие.

Примерно таким образом я потихоньку перестаю Шакти Паду сопротивляться.

Чего сопротивляться тому, что уже тут?

Вместо этого вскапываю делянку.

В этом нет чудес.

И ощущения необыкновенной мощи тоже нет.

Просто день.

Просто коврик.

Просто жизнь.

Мне подходит.

И неважно, сколько лет это продлится.

Тем, кто тоже здесь – сердечный привет. Говорят, это пройдёт.

Если у кого-то есть свои рецепты прохождения Шакти Пада, то поделитесь, пожалуйста, они точно кому-то пригодятся :)

Всем хорошей практики. Сат нам :)

Часть 1 вы можете прочесть здесь.