Медитация с флейтой бансури

Медитация с флейтой бансури

Нет асаны, подобной сиддхасане, нет кумбхаки (способа задерживать дыхание), подобной Кевала, нет Лайи (растворения), подобной Нада (во внутреннем звуке)» Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (1.45).

Несколько лет я мечтал научиться играть на флейте. И однажды в Крыму я познакомился с человеком, который по возвращению домой пригласил меня к себе в гости в Москве. Жил он тогда вместе с женой, как это не странно звучит, в парке «Сокольники» — но это уже другая история.

В первый мой приезд к нему в гости я сразу же оказался на концерте группы «Одно Но», которая выступала как раз в одном из кафе парка Сокольники. И оказалось, что один из музыкантов играет на флейте! И в довершение всего друг, к которому я приехал, был близким другом музыканта, играющего на флейте. И ко всему прочему он учился у него играть! Но все это я узнал не сразу... Однажды, разговорившись, я сказал другу, что хочу купить флейту, правда пока не знаю какую. На тот момент я рассматривал либо дудук либо южно-американскую флейту, про которую узнал в интернете. Вот тут мой друг и рассказал, что у него есть флейта и он учится на ней играть. Это была индийская бамбуковая флейта — бансури. Тогда впервые я взял в руки этот древний музыкальный инструмент. С этого момента прошло три года...

Первые упоминания о бансури происходят...наверное, нет первых упоминаний. Бог Кришна изображается, держащим в руках флейту бансури. А есть ли про него первые упоминания? Но существует тысячелетняя индийская музыкальная традиция игры на бамбуковой флейте. Речь же пойдет о том, как воздействует индийская флейта на исполнителя и слушателя — в общем, на сознание человека.

Флейта — это инструмент управления воздушной струей, которая проходя через комбинацию тех или иных отверстий, создает определенный звук. Отличие индийской флейты от множества других в том, что ее музыкальный строй позволяет исполнить любую мелодию за счет изменения угла наклона пальцев над отверстиями. По сложности извлечения звучания я бы сравнил ее с безладовыми струнными музыкальными инструментами, в частности, со скрипкой. Но здесь добавляется еще один момент, придающий дополнительную сложность — звук появляется за счет воздуха, выдуваемого легкими исполнителя. Представьте, каким отменным здоровьем необходимо обладать, чтобы играть на флейте в течение нескольких часов. А именно так и играют индийские музыканты. Некоторые музыкальные композиции продолжаются час и более, и все это время музыкант играет без перерыва.

Но физический потенциал музыканта не идет ни в какое сравнение с той степенью концентрации, необходимой для длительной потоковой импровизации при игре на бансури. Дело в том, что внимание музыканта должно удерживаться на двух моментах. Первый — на тональности звука, так как в бансури нет фиксированного звука. Точность звучания извлекается из микроскопических движений пальцев, поэтому в бансури существует такой диапазон звуков — тон, полутон, четверть тона и даже тоньше. И музыкант должен находить тональность той или иной ноты, опираясь на свой собственный внутренний тюнер.

Второй момент — игра в определенном ритме и возвращение импровизационных циклов в определенный бит (например, на 12-й удар при 16-битном цикле) и при скорости, достигающей нескольких ударов в секунду! Представьте, как на протяжении многолетнего обучения игре на индийской флейте у музыканта развивается способность управления вниманием! Ко всему прочему, концентрация на звуке является высшей медитацией в учении Нада-йоги. Нада-йога является уникальным тайным методом и искусным средством Лайя-йоги постижения высших состояний реальности посредством концентрации на звуке(Нада). Таким образом, обучение игре на бансури, можно сказать, само собой приводит к состояниям, являющимся результатом многих духовных практик.

К тому же каждая рага (индийское традиционное музыкальное произведение в переводе обозначающее — эмоция, цвет, оттенок, желание, страсть, стремление, любовь, печаль, страдание, боль, зависть, злоба, жадность, мотив, песня) несет в себе заряд тысячелетней традиции, когда раги исполнялись просветленными музыкантами. Поэтому в Индии к учителям музыки относятся как к духовным учителям и при встрече прикасаются к их ногам в знак глубокого почтения. Мой учитель по флейте говорит, что раги меняют жизнь.

Обучение игре на бансури дало мне очень существенный импульс в понимании йоги как таковой. Благодаря бансури я узнал, что такое настоящее расслабление и что такое настоящая концентрация. И как ритм развивает умение быстро переключаться от расслабления к действию и наоборот. Я осознал уже на уровне личного опыта обучения йоги и игре на бансури, что хатха-йога всего лишь грубая подготовка человека для более глубоких уровней сознания. Игра на бансури требует предельного утончения восприятия, предельного состояния бдительности, собранности, ясности и внутреннего спокойствия. Что в целом означает тотальное пребывание в моменте и растворение границ в восприятии, а это не что иное как цель раджа-йоги.

Конечно же, для ежедневных многочасовых занятий необходимо крепкое здоровье. Но, если поставить себе задачу играть на флейте и начать ее осуществлять, то все остальное обязательно придет как средство реализации поставленной цели. Тем не менее, практика йоги, пранаяма, плавание и медитации являются хорошей базой для игры на бансури и существенно ускоряют процесс обучения.

Еще один важный момент игры на бансури — это развитие подвижности и чувствительности пальцев рук. В одной из статей известный йогатерапевт Артем Фролов рассказывает о взаимосвязи микромоторики пальцев рук с отделами мозга ,которые отвечают не только за движение, но и за другие аспекты сознательной активности, в частности, речь и мышление. Таким образом, игра на флейте так же развивает способности коммуникации, мышления и ,в целом, выражению человека в обществе.

Ну, и конечно, важный момент в этом рассказе о флейте — это сама музыка. Это не простая музыка. Раги побуждают праны двигаться через определенные нади и чакры, благодаря чему у слушателя возникает соединение элемента ветра и огня. Ветер поступает в центральный канал, тогда слушатель может услышать внутренний звук Нада, который является проводником наших заблудившихся душ обратно домой…