5 опьяняющих пранаям в йоге

5 опьяняющих пранаям в йоге

Зачастую в пранаямах происходит своеобразное опьянение. Это случается по целому ряду причин:

Кровь насыщается кислородом или, наоборот, углекислым газом. Соотношение этих газов оказывает наибольшее «опьяняющее» действие. Происходит «прокачка» организма на уровне праны — чуть более тонком, чем химия тела. Прана нередко «зажата» в некоторых точках — мышечно-энергетических блоках. Когда мы освобождаем такой блок (или несколько!) человек может на короткое время ощутить головокружение, подташнивание, потерю координации, потемнение в глазах, в редких случаях до обморока. Это «вышел» блок. Обычно это разовое явление. Через 2—3 недели регулярной, интенсивной практики асан обычно большинство таких блоков снимаются (плюс хорошо ходить на массаж). Но иногда выходят «глубокие» блоки даже у занимающихся много лет. Это скорее хоршо, чем плохо, хотя ощущения могут быть не очень приятные. Поднимается общий уровень праны, энергии в организме. Повышается «среднее состояние», это может быть непривычно. Например, если человек, ранее не занимавшийся спортом, начинает активно бегать, ходить в зал с тренажёрами, плавать и ходить в баню — в течение 1—2 недель будет своего рода лёгкое опьянение праной. Это пройдет, когда такой уровень физической активности (и пранической) станет привычным.

Не очень хорошая ситуация — но тоже случается. Человек астенического типа, вдруг начав заниматься силовыми авторскими стилями йоги, может быстро израсходовать глюкозу, в крови резко понизится сахар (возможно, врачи меня поправят, но вроде бы так происходит). Такой человек испытает по нарастающей легкий тремор в мышцах, легкое головокружение, сильное головокружение (иногда — плюс тошноту, рвоту, реже обморок). Тут речь не об опьянении — просто «дурно стало». За полчаса перед физически затратными, интенсивными, динамическими тренировками (называть их йогой или нет — неважно), таким людям надо выпивать стакан свежего фруктового сока. И вообще следить за регулярным потреблением воды и пищи. Это снимает проблему. Какие же техники йоги опьяняют?

К «психоделическим», т.е. опьяняющим, изменяющим состояние сознания, можно отнести... почти все дыхательные практики йоги! Вопрос лишь в том, по сколько делать. И как интенсивно. Давайте попробуем определить «крепость» или «градус» разных практик дыхательной йоги! Возьмем только самые известные, широко употребимые.

Анулом-Вилом пранаяма. Имеет очень слабый «опьяняющий» эффект. Действует больше на тонком плане, выравнивая работу правого и левого энергетических каналов, задействуя оба полушария мозга. Опьянения при этом почти не происходит. Состояние меняется почти незаметно.

Нади Шодхана пранаяма: «опьяняет» сильнее, чем Анулом-Вилом, но тоже слабо. Чтобы получить хоть какой-то заметный эффект, надо делать от 30 минут и больше. Это при условии, что техника делается не через силу, а в комфорте — это обязательное условие для «Дыхания, очищающего тонкие каналы». Усиливается действие Нади-Шодханы, если делать задержки на вдохе и особенно — на выдохе. Максимальный эффект когда делаешь задержки и на вдохе, и на выдохе, и сама пранаяма делается с длинным счётом под основную или продвинутую пропорцию (1:4:2:2 и более).

Капалабхати-пранаяма. Имеет средний «опьяняющий» эффект, который проявляется начиная примерно с 3 подходов по 30 резких выдохов, и больше. Обычно делаются не больше 50:50:50 с минутным перерывом между подходами. Иначе уже начинается «опьянение».

Бхастрика-пранаяма. Имеет ярко выраженный «опьяняющий» эффект. Достаточно сделать 10—20 глубоких и одновременно быстрых, сильных вдохов и выдохов, чтобы заметить некоторое изменение состояния. Если продолжать, эффект будет нарастать. Взрывного эффекта можно (но не нужно) добиться, если после цикла такого дыхания сделать задержку на вдохе.

Мурчха-пранаяма. Название «опьяняющая пранаяма» — говорит само за себя. Технику не стоит делать больше 5—10 кругов кряду, т.к. эффект усиливается с каждым подходом. Лучше остановиться до наступления сильного дискомфорта, т.к. голова может заболеть даже уже после завершения практики, потом (и болеть потом целый день!). это одна из тех практик, где «лучше меньше, чем больше» и «тише едешь — дальше будешь». В любом комментарии к этой технике можно прочесть, что цель этой пранаямы не в потере сознания, а лишь в получении легкого ощущения изменения состояния. Оно помогает ослабить или даже остановить нескончаемый поток мыслей. Цель — убрать с поля рассдок, рассудочное мышление, но не осознанность, сознание. Это довольно тонкая грань. Но очевидно, что потеря осознанности в практике сводит её пользу на нет.

Некоторые Мудры и Бандхи тоже имеют «опьянящий» эффект — например, долгое стояние на голове или Випарита-карани-асана (косая стойка на плечах). Мула-бандха в сочетании с пранаямой даёт более мощный эффект. «Опьяняют» и некоторые другие техники, такие как Мандука-крия и Тадан-крия или, скажем, Махамудра (с задержками). Но эффект этих практик не такой явно(грубо) «пьянящий».

О вреде и полезности «пьянящих» пранаям

Мы знаем, что злоупотребление алкоголем — вредно для здоровья, а как с пранаямой?

Большая часть пранаям «пьянит» за счет работы с лёгкими и кровью — мы «играем» с содержанием кислорода и углекислого газа в крови. Если всё делается «по йоге», в русле классической практики, вреда не будет, только польза. Если всё делается технично, и нагрузку вы наращиваете постепенно, смотря по ощущениям: один человек продвигается в пранаяме чуть быстрее, другой — чуть медленнее, и это не повод для предельных усилий. Известны случаи повреждения лёгких излишне ретивыми занимающими, делавшими Капалабхати и Бхастрику «что есть мочи». Достаточно чуть помедитировать на словосочетание «разрыв лёгкого», чтобы понять — так делать не стоит. Это когда речь о здоровых людях.

Другое дело, если организм сильно зашлакован, а делается практика изо всей силы. Может банально заболевать голова, появиться звон в ушах, головокружение. Если продолжать — наступает тошнота и рвота, у вас потемнеет в глазах, вы не сможете логично мыслить и оценивать ситуацию. Можно даже упасть в обморок. Не стоит думать, что это касается людей, которые делают пранаяму часами. Если дыхательные мышцы хорошо тренированы, потерять сознание делая пранаяму можно в течение 10 секунд. Это неправильная практика!

Хуже, если вы «по-олимпийски» взялись за дело, выбрав для себя одну из интенсивных пранаям вроде Мурчхи. Тут в работу включается сокращение просвета артерий, снабжающих головной мозг, и теоретически можно нанести ощутимый вред: хотя у организма, безусловно, большой запас прочности и несколько «степеней защиты от дурака».

Как ни странно, но опасней Мурхи и «мурчхоподобных» пранаям банальная Бхастрика и другие гипервентиляционные практики. Наш организм довольно «умный», но и его можно обмануть. В некоторые механизмы, регулирующие ответ на гипоксию и гипокапнию в организме встроены заведомо нерабочие алгоритмы, «порочные круги», которые лишь усиливают вред, наносимый организму. Чтобы не «упасть в Астрал» и не потерять сознание, делая такие техники, как Бхастрика, просто надо соблюдать меру. Расширять границы своей зоны комфорта — по чуть-чуть. Так организм будет тренироваться, а не изнашиваться.

Еще один пласт вопроса — практика пранаямы нездоровыми людьми. Тут надо смотреть индивидуально, консультироваться с врачами, йогатерапевтами, мастерами йоги. Смотреть динамику заболевания, и динамику роста в практиках пранаямы. Это сложная, кропотливая работа. В целом, я бы посоветовал сначала поправить здоровье, а уже потом приступать к пранаяме, если есть какие-то серьезные заболевания.

Ну, и главный вопрос — вызывают ли «психоделические», «опьяняющие» пранаямы привыкание — как табак, алкоголь и другие наркотики? Нет. Дело в том, что каждая практика сопровождается очищением организма на разных уровнях: в том числе происходит и грубое оздоровление, и повышение защитных сил организма. И, в том числе, укрепляется способность противостоять вредным привычкам (воля). Так что даже если поначалу может показаться, что вы делаете какую-то пранаму ради лёгкого ощущения опьянения, это отойдет на второй план. Это безвредная «доза счастья», которую авансом йога даёт практикующим.

Дальнейшее чтение:

М. Баранов «Марихуана-пранаяма: всё, что вы хотели знать о Бхастрике, но боялись спросить» (подробно о работе с «психоделическими» пранаямами, об их воздействии на организм)

А. Фролов. «Травы для йогов. Пранаяма» (глава из книги)
«Кумбхака, или гиповентиляционные техники в йоге» (статья с подробным научным разбором воздействия мощных пранаям)