Как жить в потоке

Как разобраться, что для нас по настоящему важно, а что нет?

В прошлой статье мы рассматривали, что обычному человеку более свойственно аналитическое состояние, которое связано с присутствием в голове. Переживающую часть себя легче почувствовать, сдвинувшись в чувство тела, особенно его нижнюю половину, когда концентрации в голове остается очень мало. И между этими двумя состояниями есть среднее, когда человек чувствует себя наиболее полноценно – этому соответствует присутствие себя в грудной клетке, либо же во всем теле сразу.

Если находясь в «нижнем» или «среднем» состоянии попробовать «озаботиться» мыслями, легко заметить, что нас «утягивает» в голову и даже как бы «наружу». Так происходит, когда мы насыщаем значимостью (т.е. укрупняем вниманием) любую доминанту – нехватку денег, духовную реализацию и т.п.

Если осознать этот однотипный процесс «ухода из себя вверх-наружу», постепенно можно научиться обращать его вспять: «втягивать присутствие себя» обратно в тело, а голова «успокаивается». При этом уменьшается озабоченность любыми внешними доминантами (идеями).

Сохраняя такое состояние центрированности и наблюдая внешний мир, постепенно можно достичь режима, когда все внешние объекты становятся для нас интересными, но мы не «уходим в голову» больше чем надо, не «теряем себя». В этом режиме становиться видно, какие направления нашей жизни (идеи и действия) кажутся нам естественно привлекательными, а какие – усиленными «от головы».

И если мы выбираем двигаться в сторону естественного интереса, мы просто остаемся в достигнутом состоянии, которое интерес продуцирует и им же подпитывается (иногда это состояние называют «жить в потоке»).

Но привлекательность пути не всегда совпадает с оптимальной стратегией, обоснованной аналитически. И иногда (или даже часто) надо выбирать «аналитическую сторону». Но аналитический взгляд на вещи обязательно должен быть принят переживающей частью, чтобы не было подсознательного конфликта. Для этого, находясь «в теле», мы берем ощущение программы, сформированной в голове, и пускаем ее «в себя», т.е. вниз. Ждем, пока не появиться ощущение полного приятия, и далее относимся к происходящему и своим действиям с интересом – но ни в коем случае не с вынужденностью.


Александр Новиков, преподаватель Хатха-йоги и медитации, йогатерапевт: yogin.by.